Мы живы и не собираемся тонуть»: как театры работают в карантин. Опыт Мастерской Брусникина
«Мы живы и не собираемся тонуть»: как театры работают в карантин. Опыт Мастерской Брусникина
«Мы сразу приняли неизбежное, и у нас появилась креативная волна»
Пандемия COVID-19 поставила в трудное положение не только малый бизнес, кафе и рестораны, но и культурные пространства. Особенно от карантина пострадали театры — спектакли пришлось отменить, продажи билетов приостановлены, а вместе с этим исчезла и выручка. Чтобы не останавливать работу, некоторые театры показывают спектакли онлайн, Мастерская Брусникина первой успешно освоила формат стримов. «Цех» попросил директора Мастерской Екатерину Троепольскую рассказать о том, как в условиях карантина команде удалось создать ежедневно обновляющийся онлайн-фестиваль и с каким трудностями они сталкиваются в эти непростые времена.
Что изменилось с коронавирусом
С первым же указом [Собянина] мы закрыли Мастерскую и самоизолировались. Мы сразу смирились с тем, что произошло, и решили не принимать каких-то полумер, отказавшись от идеи «маленьких» спектаклей. Видимо из-за того, что мы сразу приняли неизбежное, у нас появилась креативная волна и мы придумали Brus Home Festival. В театральной среде мы одними из первых освоили онлайн-формат. Сейчас стримят уже все, а мы успели найти собственное лицо в мире тотального онлайна. Поэтому, как мне кажется, нам немного легче существовать в новом мире.
Как живут и работают актеры
Мастерская Брусникина — это некоммерческая организация. Зарплату у нас получает только администрация — это примерно 20-30 тысяч рублей плюс премии в нормальное время. Ставка актера — 5 тысяч, а все остальное — это выплаты за выход на сцену, всего получается около 50-70 тысяч. У кого-то поменьше, но зато они имеют больше свободного времени. У нас все рационально: сколько сыграли, столько и заработали.
Так было раньше, а сейчас мы не зарабатываем ничего. Площадки, на которых мы играли, делятся с нами прибылью от спектаклей, и у нас еще есть небольшой запас денег, который они должны нам прислать. Мы понимаем, что и у них трудные времена — нужно возвращать билеты — поэтому мы стараемся друг друга поддерживать. Пока кризис еще не отразился на Мастерской, зарплаты за частично сыгранный март все получили в полном объеме. Что будет дальше, мы не знаем. Все наши онлайн-стримы мы делаем бесплатно. Актеры сами придумали этот формат и даже не спрашивали, буду ли я им за это платить.
Конечно, если карантин затянется на длительный период, мы будем пересматривать нашу экономику. Повезло, что нам сейчас немного должны. Возможно, нам немного помогут меценаты.
Возможно, государство как-то поддержит государственные театры и они получат некоторые компенсации. Мы же находимся в слепой зоне. Некоммерческой организации никто не может дать деньги напрямую, особенно после дела «Седьмой студии». Поэтому государство вряд ли повернется к нам и скажет: «Вот, держи, друг, это тебе за то, что ты не сыграл». Наша задача сейчас — продемонстрировать государству, партнерам и зрителям, что мы живы и не собираемся тонуть. Мы уже ввязались в эту драку.
Как придумали Brus Home Festival
Сразу после закрытия, к нам пришло очень много советчиков, все они убеждали нас начать делать регулярные стримы. Эта идея не казалась нам удачной, пока наша завтруппой Эмилия не связалась с телеканалом «Дождь». Когда мы поняли, что не будем вариться в своем котле, то в нашем актерском чатике сразу родилось много идей. «Дождь» предоставил нам прямой эфир и большую аудиторию. Не все получилось сделать: например, читки пьес не выдержали проверки зрительским вниманием, но мы смогли придумать соответствующий контент.
Также мы работаем в своих соцсетях: делаем очень простые трансляции, где актер выходит в прямой эфир. Это весело, не очень длинно и не требует никакого специального производства. Мы также используем Zoom — это помогло нам отказаться от затрат на съемку. Еще у нас есть несколько качественных съемок спектаклей, их мы просто выкладываем в сеть.
Как зрители могут помочь
Сейчас нас поддерживают обычные люди, наши зрители. Кто-то делает пожертвования, кто-то не возвращает деньги за заранее купленные билеты. Сначала мы завели «Яндекс-кошелек», но эта система не очень хорошо защищает пожертвования. Поэтому мы решили запустить специальную благотворительную кнопку, теперь поддержать нас можно прямо на нашем сайте. Совместными усилиями, поддерживая друг друга, мы справимся и все перенесем. Эти деньги мы будем использовать как кассу взаимопомощи.
Что будет дальше
Мастерская Брусникина — это больше полусотни человек, мы переживаем все это коллективно, но настроения у всех разные. В какой-то степени наше несчастье нам помогает. Мы и раньше жили без собственного театра и офиса, поэтому привыкли работать онлайн. Конечно наши административные службы горят от работы: нужно дизайнерить картинки, составлять расписание, согласовывать его. Ежедневный фестиваль — это очень сложная работа. При этом мы уже видим неожиданные результаты, нам даже стали предлагать интеграции и партнерство.
Мастерская Брусникина получила свою сценическую площадку
Москва, 5 сентября. Этой осенью Мастерская Дмитрия Брусникина откроет сезон «по-взрослому». Выпускников Школы-студии МХАТ пригласили в театр-студию «Человек». Спектакли брусникинцев уже не первый год собирают полные залы, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Корчагина.
В творческой среде так всегда: если какой-то курс в училище нравится публике, ему тут же начинают прочить свой собственный театр. Но получается в самостоятельной жизни не у всех. Самые известные и счастливые примеры недавнего прошлого — Мастерская Петра Фоменко и Студия театрального искусства Сергея Женовача.
Ученики Дмитрия Брусникина «прописались» в скромном домике в Скатертном переулке в самом центре Москвы. Месяц назад на вручении дипломов для них приготовили сюрприз: глава департамента культуры столицы Александр Кибовский объявил, что «брусникинцы» в полном составе станут резидентами театра «Человек». Самого заслуженного артиста назначили заместителем художественного руководителя.
«Когда нам сообщили, что у нас есть свое пространство, мы будем в театре, остаемся с нашими мастерами, то это был еще один праздник, который теперь надо отмечать ежегодно», — отметила актриса Ольга Воробьева.
Театру «Человек» в этом году исполнилось 40 лет. В 1980-е в зале пробовали себя молодые режиссеры и актеры, сейчас уже известные на всю страну. Среди них был и Дмитрий Брусникин.
«Я к этому пространству имею отношение, много лет назад я здесь работал, я был актером театра-студии «Человек», когда он только возникал. Здесь я делал первый спектакль, здесь работали очень близкие мне люди: Роман Козак — непосредственный ученик Людмилы Романовны Рошкован — здесь выпускал свой культовый спектакль «Чинзано». Здесь шел (спектакль – прим. ред.) «Эмигранты» в постановке Миши Мокеева, который сейчас работает вместе с нами в мастерской», — сказал Дмитрий Брусникин.
Мастерская Брусникина давно попала в поле зрения культурной общественности. Изначально известность юным артистам принес спектакль в театре «Практика» под названием «Это же не я». После брусникинцы начали играть и на других театральных сценах, их стали приглашать для участия в масштабных мероприятиях. Например, этим летом труппа выступала со спектаклем «Волоколамское шоссе» на Красной площади в рамках фестиваля «Книги России».
В репертуаре мастерской шесть спектаклей, плюс новая постановка в работе. «Нет еще конкретного названия, репетирует с нами Макеев Михаил Дмитриевич, это спектакль про Перельмана (…) Спектакль разбивается на несколько работ, (…) пока нет конкретной линии, но есть импровизация на тему, есть пьеса», — поделился актер Сергей Каравань.
Несмотря на частые репетиции нового материала, первым спектаклем, который покажут на сцене студии «Человек», станет «Наташина мечта» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович. Дальше — «Переворот» по текстам Дмитрия Пригова. В планах брусникинцев — постепенно перенести на новую площадку все старые спектакли.
Мастерская Брусникина получила свою сценическую площадку
Москва, 5 сентября. Этой осенью Мастерская Дмитрия Брусникина откроет сезон «по-взрослому». Выпускников Школы-студии МХАТ пригласили в театр-студию «Человек». Спектакли брусникинцев уже не первый год собирают полные залы, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Корчагина.
В творческой среде так всегда: если какой-то курс в училище нравится публике, ему тут же начинают прочить свой собственный театр. Но получается в самостоятельной жизни не у всех. Самые известные и счастливые примеры недавнего прошлого — Мастерская Петра Фоменко и Студия театрального искусства Сергея Женовача.
Ученики Дмитрия Брусникина «прописались» в скромном домике в Скатертном переулке в самом центре Москвы. Месяц назад на вручении дипломов для них приготовили сюрприз: глава департамента культуры столицы Александр Кибовский объявил, что «брусникинцы» в полном составе станут резидентами театра «Человек». Самого заслуженного артиста назначили заместителем художественного руководителя.
«Когда нам сообщили, что у нас есть свое пространство, мы будем в театре, остаемся с нашими мастерами, то это был еще один праздник, который теперь надо отмечать ежегодно», — отметила актриса Ольга Воробьева.
Театру «Человек» в этом году исполнилось 40 лет. В 1980-е в зале пробовали себя молодые режиссеры и актеры, сейчас уже известные на всю страну. Среди них был и Дмитрий Брусникин.
«Я к этому пространству имею отношение, много лет назад я здесь работал, я был актером театра-студии «Человек», когда он только возникал. Здесь я делал первый спектакль, здесь работали очень близкие мне люди: Роман Козак — непосредственный ученик Людмилы Романовны Рошкован — здесь выпускал свой культовый спектакль «Чинзано». Здесь шел (спектакль – прим. ред.) «Эмигранты» в постановке Миши Мокеева, который сейчас работает вместе с нами в мастерской», — сказал Дмитрий Брусникин.
Мастерская Брусникина давно попала в поле зрения культурной общественности. Изначально известность юным артистам принес спектакль в театре «Практика» под названием «Это же не я». После брусникинцы начали играть и на других театральных сценах, их стали приглашать для участия в масштабных мероприятиях. Например, этим летом труппа выступала со спектаклем «Волоколамское шоссе» на Красной площади в рамках фестиваля «Книги России».
В репертуаре мастерской шесть спектаклей, плюс новая постановка в работе. «Нет еще конкретного названия, репетирует с нами Макеев Михаил Дмитриевич, это спектакль про Перельмана (…) Спектакль разбивается на несколько работ, (…) пока нет конкретной линии, но есть импровизация на тему, есть пьеса», — поделился актер Сергей Каравань.
Несмотря на частые репетиции нового материала, первым спектаклем, который покажут на сцене студии «Человек», станет «Наташина мечта» по пьесе молодого драматурга Ярославы Пулинович. Дальше — «Переворот» по текстам Дмитрия Пригова. В планах брусникинцев — постепенно перенести на новую площадку все старые спектакли.
Выключатель линейного восприятия
В Театр. doc состоялась премьера Мастерской Брусникина
Я захотел больше узнать о советско-финской войне, начинается мультипьеса «Выключатель», собранная Дмитрием Брусникиным и его третьекурсниками Школы-студии МХАТ из семи пьес Максима Курочкина. Спектакли по пьесам Курочкина ставили Владимир Мирзоев, Олег Меньшиков, Нина Чусова, Георг Жено, Михаил Угаров, Александр Калягин. Мастерской Брусникина удалось узнать не только о советско-финской, но также о мужеско-женской, человеко-ангельской и прочих невидимых войнах.
Они и о Курочкине кое-чего новое разузнали. Дело в том, что если играть несколько пьес, они неизбежно выстраивается в одну, авторский стиль-то не меняется. Наверное, брусникинцы открыли новый театральный тренд — играть сериально, концентрируя и вычёрпывая авторский смысл из процесса врастания элементов разных пьес в новый, расширяющийся по ходу игры контекст. Телесериалы нынче тоже смотрят подрядным методом, все сразу — почему бы так не ставить пьесы, во славу сенсорной ёмкости зрительской фантазии. И главное, выключить линейное восприятие, это дорогого стоит.
Пьесы Курочкина гомерически смешны, если зритель способен увидеть это лёгкое обэриутство и постоянное утаивание контекста. Это, конечно, не английский юмор, но сыграть тексты киевлянина действительно трудно, не впадая в подмигивание, в заигрывание, в потакание зрителю. К тому же, не понимая кручёный полуабсурд Курочкина, невозможно найти нужный тон. Так вот, сразу скажем, брусникинцы справились, всё поняли, сдали экзамен «совмременная пьеса» на отлично. Иногда не хватало триллера, всегда угрюмо выглядывающего из теней, недомолвок этих пьес. Но было действительно смешно и, главное, ритмично. Они умеют схватить, удержать общую эмоцию, как серфингист волну. Отсюда невероятная для двадцатилетних точность пунктуации, расстановки пауз во времени, что и есть качество ритма. Они, конечно, подыгрывали себе на саксофоне, аккордеоне, гитаре и прочих бонго.
Костюмчики, пиджачки, панамы, френчи, усы, круглое время с чёрными стрелками, галстуки, френчи, маечки, медальки, полупердончики, шерстяные носки, власяницы, миниплатья, гавайки и прочие носильные вещи предоставил Александр Петлюра, так что дух времени распространился отсель назад, до блаженных семидесятых. Пьеса «Стиль» Курочкина это когда стиляга-хармсовед собирает в семидесятых воспоминания ветеранов финского фронта, а ветераны — или не служили в войсках вовсе, по плоскостопию, или могли вспомнить только хорошую, надёжную фронтовую кормёжку, конину, в конце концов. Алексей Любимов, Игорь Титов, Роман Колотухин.
Дальше — «В зрачке», поэзия войны химической женщины с маленьким человечком, вполне психоаналитическая история. Она груба, глупа, конкретна, он — микрочеловек мужского пола в её зрачке. Нюра помнит всё, продолжает кайфовать от всех воздыхателей начиная с детсада, она ощутительная Афродита народная, её танец детский, оргазмический, невинный. Николаю она вещает — химия везде, по моему телу шелестят токи неистовых желаний, ты уйдёшь, ты растворишься в трамвайных гудках, ты станешь пожарником, морфинистом, приспособишься к пижаме, тёплым батареям, уйдёшь. А человечку моему скитаться, питаясь химией моих воспоминательных желёз. Кто ты после этого, Николай, чем ты лучше Кирилла? Запомнился дуэт Марии Крыловой и Алексея Мартынова.
Опять вернулась тема стариков, но уже мирная, покойная тема «Выключателя», комическая тема внука и деда-наркомана (лекарственного), вспоминающего всё-таки, несмотря на крутой склероз и деменцию, номер какой-то Оли, на которой внучек так и не женился, потому что она говорила побегим купаться. Тема отражения мужского в женском перекинулась на достоверную, практически документально разыгранную шизотипию раздвоения личности. Двойник, клон, другой, чужой — главный сокровенный кайф правящей секты психоаналитиков. Мы, якобы, переносим всё, что ненавидим в себе, на любого ближнего или дальнего. А если не выносим этого ближнего (дальнего), как самого себя, то можно и бейсбольной битой. Хрусть и пополам, говаривал у Булгакова клетчатый треснувший Коровьев.
«Ворски» — сюжет о воображаемом племени викингов Василия Буткевича, пациента во власянице. Просто это было не такое кровожадное племя, как другие. А профессор Сергей Карабань противопоставляет опасной, шизоидной, глубинной сновидческой памяти свои новые туфли, реальную вещь, факт, о котором можно разговаривать. Но у меня нет фактов. — Да у тебя есть воля! Номиналисты против метафизиков. Трансцендентность против логистики. Эта архетипическая парочка может весь год не работать, взяв новогоднюю кассу психоаналитических (юнгианских и лакановских) корпоративов. Не сходя с места, просто изменив тон фразы, они превращаются друг в друга. Профессор в студента, психиатр в пациента.
Мелькнула «Буся», диалог внучки с бабусей, забывшей сюжет «Ромео и Джульетты». Анастасия Великородная и Дарья Авратинская. Бабушка всё помнит, но поддаётся на НЛП внучки. Внучка-то, поди, политологом работает: черное мгновенно превращает в белое, трагедию — в фарс. Прямо в голове Буси. Состав спектакля никуда не уходит во время сцен, все внимательно следят за действием. Участно, не отстранённо следят. Игра это не читка. Это другое качество включения в состояние общего синхронизма, эмоции, пламени на ветру.
И вот, наступает время тяжёлого выбора — знаменитая пьеса «Водка, …, телевизор». Герою-драматургу надо выбрать, от какого из трёх основных инстинктов отказаться. Каждый из этих агентов тупости угрожает навсегда прекратить творческую деятельность героя. Приходится материться. Если бы депутаты не были столь дебильны, они бы обязательно приняли закон об обязательных местах для матерщины — театр Doc например. И пьеса Курочкина была бы Меккой психоаналитиков-лингвистов. Жгучая блондинка Марина Васильева со товарищи, с прозрачным Петром Скворцовым (Водка) и чёрным Василием Буткевичем наваливаются на (драматурга) Сергея Карабаня и разносят его в пыль. Невозможно выбрать между тремя странными аттракторами. Был человек и весь вышел, обнулился, как только вспомнил, сколько раз изменял себе и жене с мультиком «Чип и Дэйл» (после армии), рекламой шампуня, Памелой Андерсон (после института), и бессчетно — с любыми образами в голове, вызванными горячечными мечтаниями от просмотра телепередач. Впрочем, воплощение сексуального инстинкта оказывается женой, отказаться нельзя. Да и как же жить без двух других главных наркотиков? Никак. Длинноногая, тонкая, но атлетичная Марина Васильева легко могла бы сыграть Лару Крофт или героинь Милы Йовович.
Периодически они заходят через улицу, через окно, привыкли уже к лабиринтам Боярских палат, где играют хитовые вещи — «Второе видение» и «Бесы». Все здесь, перед зрителями, по очереди включаются в очередной эпизод. Калейдоскоп пьес складывается в самое внятное высказывание Курочкина. Свободная вариация фантазии через мутацию контекста. Видимо, подспудно, по мере кручения цветных диалогов, складывается новый, невиданный автором контекст. Выход за рамки заданной фантазии впервые и создаёт эти рамки, границы — то есть придаёт смысл речи. Пьесы Курочкина хороши тем, что о многом надо догадаться самому зрителю, а новый сквозной контекст производит фокус интерсубъектности никак не связанных героев пьес. Феноменологическая процедура — предмет берётся лишь в качестве исходного пункта, остальное происходит в сфере чистого свободного воображения.
И вот он, бытовой апокалипсис. Прав идеолог карнавала Бахтин — только смешение высокой традиции с профанным убожеством даёт смех и радость людям. Финальная сцена «Небо» приводит в действие Василия Михайлова, невероятно похожего во «Втором видении» на Илью Ильфа. Он здесь космический гений, который никак не желает уходить, свернуться, исчезнуть. Жена гения Алиса Кретова, ledi in red, тоже не желает сворачиваться, для чего вступает в бытовую перепалку и войну против мужского пола, завербовав жену ангела, сворачивающего время — Дарью Ворохобко с шваброй, играющую уборщицу человечества. Михаил Плутахин, ангел в усах, вольготных штанах на подтяжках и огромным будильником. У гения на спине написано E = mc квадрат, он занудно оттягивает время, намекая на свои заслуги перед наукой и родным складом. А через шесть лет Солнце взорвётся. Сворачивайтесь! Ничего нового впереди нет. — Как нет.