Alma38.ru

Электро Свет
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гибкая шина — инструкция по выбору и установке

Гибкая шина — инструкция по выбору и установке

Изолированные гибкие шины — современный, удобный и надёжный способ соединения в электрических щитах. Благодаря особой конструкции, гибкие шины выдерживают больший ток по сравнению с обычной шиной при том же сечении. При этом в отличие от провода не требуют для подключения наконечников и обладают меньшим радиусом изгиба.

Гибкая шина — инструкция по выбору и установке

Гибкая шина состоит из медных полос толщиной 0,8. 1 мм в оболочке из специального ПВХ-пластиката. Гибкие шины имеют широкую номенклатуру типоразмеров — как правило от 20×2 до 120×10, где первая цифра указывает на ширину медной пластины, а вторая — количество медных пластин толщиной 1 мм в пакете. Гибкие изолированные шины, как правило, используют для подключения электрических аппаратов к распределительным шинам, но с их помощью можно выполнить и любые другие виды электрических соединений, например, подключить шинопровод к трансформатору по стороне 0,4 кВ. При подключении НКУ к шинопроводам и трансформаторам гибкую шину используют также для компенсации процессов теплового расширения и защиты от вибрации.

В отличии от провода гибкая шина не требует наконечников для присоединения, а чем меньше соединений, тем выше надёжность. Кроме того, гибкая шина, в отличие от провода не имеет минимального радиуса изгиба — её можно сгибать под 90°, скручивать винтом, сгибать «конвертом». С гибкой шиной удобно работать — она хорошо держит форму и не разгибается.

Подключение контакторов с помощью гибких шин

При том же сечении, гибкая шина выдерживает больший ток по сравнению с жёсткой, что позволяет снизить вес и габариты шкафа, а так же даёт больше возможностей по компановкам. Кроме того, замена жестких шин на гибкие позволяет снизить количество неизолированной ошиновки в шкафу, что повышает безопасность НКУ в целом.

Гибка
Гибкая шина по сравнению с обычной жесткой шиной гнётся легче. Однако это вовсе не значит, что любую шину можно легко согнуть. Чем больше толщина шины, тем сложнее её изгибать. Гибкую шину толщиной более 5мм гнут с помощью гидравлического пресса или ручного шиногиба. В ПУЭ нет требований к радиусу изгиба гибких шин, что иногда вызывает дополнительные вопросы, так как соблюдение радиуса изгиба у провода влияет на сохранность изоляции с течением времени, так как именно на сгибах изоляция стареет в первую очередь и, чем меньше радиус, тем больше вероятность что изоляция растрескается с течением времени. Мы рекомендуем соблюдать минимальный радиус изгиба равный толщине шины по меди (без учёта толщины изоляции). Таким образом для гибкой шины 32×10×1 минимальный радиус изгиба будет равен 10мм.

Резка
При необходимости отрезать гибкую шину можно и ножовкой, но если операций много, необходим специализированный инструмент. Для резки гибких шин используются специальные гильотины, где резка происходит за счет смещения — так же как при работе канцелярских ножниц, но сами лезвия при этом расположены параллельно друг другу во избежание замятия и смещения пластин. Сама гильотина может быть с ручным приводом и гидравлической.

Пробивка отверстий
В отличии от провода гибкая шина не нуждается в наконечниках — отверстие для присоединения делается непосредственно в самой шине. Сверлить гибкую шину обычным сверлом трудоёмко и неудобно, так как медь вязкий материал. При сверлении сверло часто закусывает, при этом само отверстие получается неровным, часто с рваными краями. Поэтому отверстия в медной шине не сверлят, а пробивают. Для гибкой шины при этом используют специальное приспособление, не позволяющие пластинам смещаться. Гидравлический пресс-перфоратор позволяет получить наиболее качественное отверстие: ровное, без смещения пластин и необходимости зачистки (удаления грата).

Гидравлический пресс-перфораторРежущий блок для гибких шин
Гидравлический станок с установленным пуансоном для перфорации и блок резки гибких шин

Универсальный ручной шиногиб
Ручной универсальный станок

Влияние качества изоляции на монтажные работы
Изоляция шины должна быть достаточно прочной, так как через изоляцию прикладывается механическое усилие во время гибки. Однако, какой бы качественной не была изоляция, мы рекомендуем использовать специализированный инструмент для гибки и скрутки гибких шин, чтобы минимизировать механическое воздействие на изоляцию.

Крепление гибких шин в НКУ

При монтаже гибких шин, так же как и жёстких, необходимо использовать специальные крепления, обеспечивающие стойкость ошиновки к динамическим нагрузкам, возникающих во время короткого замыкания. Дополнительной функцией крепления может быть обеспечение воздушного зазора между шинами, чтобы улучшить естественное охлаждение и избежать перегрева.

крепление гибких шин с помощью кабельных стяжекШинодержатель для гибкой шиныШинодержатель для гибкой шины
Иллюстрация крепежа из инструкции Schneider Electric и шинодержателей Rittal, арт.: 3079.010 и 3079.000

Крепление шин с помощью шинодержателей АйДиНаборный шинодержатель для гибких шин
Наборные шинодержатели АйДи

Выбор количества держателей и ограничения по току
Гибкие шины должны крепиться на не реже, чем через каждые 400 мм, если максимальный расчётных ток короткого замыкания не превышает 45 кА. В случае больших токов, рекомендуется использование жёсткой ошиновки. Среди производителей комплексных решений для сборки НКУ встречаются рекомендации по эксплуатации гибких шин с допустимым током до 100 кА, при этом оговаривается ряд условий. Расстояние между центрами шин должно быть минимально возможным для снижения влияния электродинамических сил, а количество шинодержателей и их тип должны быть подтверждены испытаниями.

Читайте так же:
Ящик для выключателя массы

Кабельные стяжки вместо держателей
Помимо специальных шинодержателей, для закрепления пакетов гибких шин могут использоваться стяжки. Для избежания прорезания изоляции шин в момент короткого замыкания, необходимо использовать стяжки шириной не менее 9 мм с выдерживаемой нагрузкой не менее 80 кг.

Выбор гибких шин по току нагрузки

В зависимости от способа прокладки (в пучке, раздельно и т.п.) и принимаемого допустимого превышения температуры шина надо температурой окружающей среды, шину одного и того же сечения можно использовать на разный длительно допустимый ток. При выборе гибкой шины по току в каталоге производителя можно найти таблицу, где в зависимости от Δt указываются разные допустимые токи.

Например, для шины 32×10 в каталоге Elexo 3 значения:
657A при Δt 30°С,
894A при Δt 50°С
1085A при Δt 70°С

Δt это допустимое превышение температуры шины над температурой окружающей среды. Например, если температура окружающего воздуха 30°С, а ток протекает 1085A, то шина 32×10 нагреется до температуры 100°С. Если, при тех же условиях будет протекать ток 657A, то шина нагреется до 60°С.

Какое Δt выбрать
Тепловыделение шин участвует в тепловом расчёте НКУ. Чем больше допустимое Δt принято проектировщиком, тем сильнее греется электроустановка. Температура окружающей среды в летнее время может достигать 50°С. Температура шин будет выше минимум на Δt, а при неэффективном охлаждении ещё выше. Чем выше температура, тем быстрее происходит старение изоляции. Максимальная длительно допустимая температура изоляции шин составляет 105°С. Поэтому мы не рекомендуем выбирать Δt более 50°С. Использования принудительной вентиляции следует избегать, так как возникает необходимость обслуживания и замены фильтров, а в случае выхода вентиляторов из строя возможен локальный перегрев шин. Соответственно, чем меньше Δt принято в расчётах, тем надёжнее электроустановка и выше её срок службы.

Выбор гибкой шины по сечению

Помимо рекомендаций по токовой нагрузке в каталогах производителей гибких шин, существуют рекомендации, указанные в каталогах производителей автоматических выключателей, а так же в нормативных документах. В этой статье мы собрали информацию, которую нам удалось найти.

В техническом руководстве Schneider Electric «Сборка низковольтных комплектных устройств» указаны следующие рекомендации по подключению автоматов гибкими шинами (стр. 100)

Оборудование Сечение
NSX10020×2 мм
NSX160/25020×3 мм
NSX40032×5 мм
NSX63032×8 мм
INS125/16020×2 мм
INS25020×3 мм
INS40032×5 мм
INS63032×6 мм
Распред. блок Linergy FM 200 А20×3 мм
Распред. блок Linergy FC 3P32×8 мм
Распред. блок Linergy FC 4P32×8 мм
Fupact 25024×5 мм
Fupact 40032×5 мм
Fupact 63032×8 мм

В каталоге ОЕЗ можно найти следующие рекомендации:

Рекомендуемые размеры шин и мин. сечения. Каталог Arion стр. 53
Выключатель Номинал Габарит Кол-во шин в пакете Размеры Cu шин Мин. сечение
ARION WL1106.600 А11 шина60×10 мм600 мм²
ARION WL1108.800 А11 шина60×10 мм600 мм²
ARION WL1110.1 000 А11 шина60×10 мм600 мм²
ARION WL1112.1 250 А12 шины50×8 мм800 мм²
ARION WL1116.1 600 А12 шины50×10 мм1000 мм²
ARION WL1120.2 000 А13 шины50×10 мм1500 мм²
ARION WL1208.800 А21 шина80×8 мм500 мм²
ARION WL1212.1 250 А22 шины80×5 мм800 мм²
ARION WL1216.1 600 А22 шины80×8 мм1000 мм²
ARION WL1220.2 000 А24 шин80×5 мм1500 мм²
ARION WL1225.2 500 А23 шины80×8 мм2000 мм²
ARION WL1232.3 200 А24 шины80×10 мм3000 мм²
ARION WL1340.4 000 А34 шины120×10 мм4000 мм²
ARION WL1350.5 000 А35 шин120×10 мм6000 мм²
ARION WL1363.6 300 А36 шин120×10 мм7200 мм²

ГОСТ IEC 60947-1 2017 «Аппаратура распределения и управления низковольтная» даёт следующие размеры гибких шин в зависимости от токовой нагрузки:

Диапазон испытательных токов Шины
Число Размеры
400…500 А2 шт30×5 мм
500…630 А40×5 мм
630…800 А50×5 мм
800…1000 А60×5 мм
1000…1250 А80×5 мм
1250…1600 А100×5 мм
1600…2000 А3 шт
2000…2500 А4 шт
2500…3150 А3 шт100×10 мм

Гибкие шины, предназначенные для соединения между сборными шинами, выбираются с учётом следующих характеристик:
— максимальная температура внутри НКУ 60 °С,
что соответствует температуре окружающей среды 35 °С;
— максимально допустимая температура изоляции 125 °С.

Читайте так же:
Работа авр секционного выключателя

Автоматический выключатель DEKraft 3п ВА-304 250А 35кА 21013DEK (122771)

Автоматический выключатель DEKraft 3п ВА-304 250А 35кА 21013DEK (122771) - купить в интернет магазине с доставкой, цены, описание, характеристики, отзывы

Товар Автоматический выключатель DEKraft 3п ВА-304 250А 35кА 21013DEK (122771) снят с продажи и более не доступен в нашем магазине.

Вы можете выбрать другие товары в категории Автоматические выключатели тока (АВТ).

Автоматический выключатель DEKraft

Автоматические выключатели серии ВА-300 торговой марки DEKraft имеют компактные размеры, с лёгкостью могут быть установлены в любой электротехнический шкаф. Все устройства этой категории безопасны для окружающей среды, что отражено в соответствующих сертификатах.

В дополнение к самим автоматическим выключателям выпускается ряд аксессуаров, облегчающих работу с ними. В частности, пользователям предлагаются к покупке: сигнальные контакты, дополнительные контакты, расцепители независимые, рукоятки на дверцу шкафа, моторные привода, шины выносные и др.

Установка внутренних аксессуаров может быть осуществлена в левый и правый слоты автоматического выключателя.

Характеристики

  • Количество полюсов: 3
  • Номинальный ток: 250 А
  • Номинальная отключающая способность: 35 кА
  • Частота сети: 50 Гц
  • Серия: ВА-300
  • Степень защиты: IP20

Технические характеристики товара могут отличаться от указанных на сайте, уточняйте технические характеристики товара на момент покупки и оплаты. Вся информация на сайте о товарах носит справочный характер и не является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ. Убедительно просим Вас при покупке проверять наличие желаемых функций и характеристик.

Все товары, реализуемые интернет-магазином, являются абсолютно новыми и имеют срок гарантийного обслуживания в сервисных центрах производителей или в сервисном центре ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ. Покупатели, приобретающие цифровое фото и видео, периферийные устройства, коммуникаторы или другую технику в нашем магазине, вместе с товаром получают кассовый чек и гарантийный талон с печатью нашего магазина. Перейти в раздел гарантийные обязательства

Все отзывы о Автоматический выключатель DEKraft 3п ВА-304 250А 35кА 21013DEK (122771)

Напиши отзыв — получи ON-бонусы!

Помогать другим покупателям определиться с выбором товара теперь выгодно! Расскажите о товаре, который приобрели у нас, и получите за это ON-бонусы!
Пишите отзывы о каждом товаре, приобретенном в интернет-магазине ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ. Благодаря этому другие покупатели смогут узнать о качестве, достоинствах и возможных недостатках товара, который они собираются приобрести. А Вы за свои отзывы получите заслуженную награду на ваш бонусный счет.

На данный товар видеообзоры более не принимаются.
Подробную информацию о правилах публикации видеообзоров на товары смотрите в разделе ON-бонусы за видеообзоры на товары

На данный товар обзоры более не принимаются.
Подробную информацию о правилах публикации обзоров на товары смотрите в разделе ON-бонусы за обзоры на товары

Сфотографируй товар — получи ON-бонусы!

Помогать другим покупателям определиться с выбором товара теперь выгодно! Сфотографируйте товар, который приобрели у нас, и получите за это ON-бонусы! *

Размещайте качественные фотографии каждого товара, приобретенном в интернет-магазине ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ. Благодаря этому другие покупатели смогут узнать о качестве, достоинствах и возможных недостатках товара, который они собираются приобрести. А Вы за свои фотографии получите заслуженную награду на ваш бонусный счет.

* подробную информацию о правилах публикации фотографий товаров смотрите в разделе ON-бонусы за фотографии товара

ZONT — УМНЫЕ ПРИБОРЫ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТА

slider 02

slider 02

[URL=»/internet-magazin/termostaty/zont-smart»] [/URL]

УМНЫЙ КОНТРОЛЛЕР
[/H3] [H4]Ваш котел с интернет-управлением[/H4] [URL=»/internet-magazin/termostaty/zont-smart»] Узнать больше [/URL]

ZTC-720

Основное питание — от б/сети 12-24 В (при питании от 24В штатный релейный блок и индикатор режима охраны использовать нельзя)
Резервное питание — от внешнего аккумулятора (опционально)
Потребление тока — 20-30 мА в режиме on-line (при активном GSM-модеме)
Канал передачи данных — GPRS class 12
Встроенный GPS/GLONASS навигационный приемник
Встроенный иммобилайзер с беспроводными метками 2,4 GHz
Встроенный датчик перемещения/наклона (3-D акселерометр)
Цифровой датчик температуры (DS18S20)
Встроенный микрофон
2-х канальный CAN (CAN-comfort и CAN-диагностика)
Интерфейсы: RS-485, K-line, USB, 1-wire,
Поддержка протоколов бесключевых обходчиков иммобилайзера Fortin и iDatalink
Диалоговый код управления по радиоканалу 2,4 GHz с шифрованием AES128
Мощность передачи радиотракта — 1 мВт, скорость передачи — 50 kbps, чувствительность приема — 100 dBm
12 входов
13 выходов
Диагностика ЭСУД автомобиля по протоколу OBD-2 (ISO 15765-4 CAN и ISO 9141)
Дистанционное обновления ПО системы через интернет без демонтажа базового блока
Температурный диапазон — -40 + 85 гр.С
Защита от обратной полярности и нестабильности напряжения б/сети
Габаритные размеры основного блока — 77х86х33 мм.
Гарантийный срок эксплуатации — 6 лет

ZTC-800

Основное питание — от б/сети 12-24 В (при питании от 24В штатный релейный блок и индикатор режима охраны использовать нельзя)
Резервное питание — встроенный Li-Pol аккумулятор 1 A/h
Потребление тока — 20-30 мА в режиме on-line (при активном GSM-модеме)
Канал передачи данных — GPRS class 12
Внешний GPS/GLONASS навигационный приемник
Встроенный иммобилайзер с беспроводными метками 2,4 GHz
Встроенный датчик перемещения/наклона (3-D акселерометр)
Цифровой датчик температуры (DS18S20)
Встроенный микрофон
2-х канальный CAN (CAN-comfort и CAN-диагностика)
Интерфейсы: K-line, USB, 1-wire,
Поддержка протоколов бесключевых обходчиков иммобилайзера Fortin и iDatalink
Диалоговый код управления по радиоканалу 2,4 GHz с шифрованием AES128
Мощность передачи радиотракта — 1 мВт, скорость передачи — 50 kbps, чувствительность приема — 100 dBm
12 входов
13 выходов
Диагностика ЭСУД автомобиля по протоколу OBD-2 (ISO 15765-4 CAN и ISO 9141)
Дистанционное обновления ПО системы через интернет без демонтажа базового блока
Температурный диапазон — -40 + 85 гр.С
Защита от обратной полярности и нестабильности напряжения б/сети
Габаритные размеры основного блока — 77х86х33 мм.
Гарантийный срок эксплуатации — 6 лет
Читайте так же:
Устройство выключатель вгбэ 35

ZONT Climatic 1.3

ZONT SMART 2.0

Основное питание

внешний источник стабилизированного питания напряжением 11 — 28 В постоянного тока

Резервное питание

встроенный аккумулятор LIR 14500

— напряжение 3,7 В

— емкость 800 мА*ч

Потребляемая мощность

Поддерживаемые интерфейсы

USB 2.0 slave: обновление прошивки контроллера

1-Wire: порт для подключения проводных датчиков температуры (до 15 шт.) и ключей TouchMemory

Тип датчиков температуры – МЛ-771, МЛ-772, МЛ-773 (NTC), МЛ-774 (NTC), DS18S20, DS18B20

K-Line: обмен данными, подключение радиомодуля, адаптеров управления котлами (OpenTherm, E-Bus, BridgeNet (Ariston), Navien) и других устройств

Универсальные входы/выходы

3 шт., могут использоваться как аналоговый вход или выход типа «открытый коллектор»

входное напряжение 0 — 30 В

дискретность измерения 12 бит

подтяжка к цепи плюс 3,3 В через резистор 100 КОм

Релейный выход

1 шт., используется для релейного подключения котла или электрического прибора

не подключен к цепям питаниям контроллера (выход типа “сухой контакт”)

коммутируемое напряжение постоянного тока (максимальное) — 30 В, максимальный ток коммутации 3 А

коммутируемое напряжение переменного тока (эффективное максимальное) 240 В, максимальный ток коммутации 3 А

пластиковый, с креплением на плоскую поверхность или на DIN-рейку

Габаритные размеры

150 х 130 х 30 мм

Класс защиты

IP20 по ГОСТ 14254-2015

Диапазон рабочих температур

минус 25 ⁰С — плюс 70 ⁰С

Максимально допустимая относительная влажность

Mega SX-350 Light

Беспроводные зоны охраны

Количество регистрируемых охранных датчиков на зону

Дальность радиоканала (прямая видимость)

Рабочая частота радиоканала

Контролируемые проводные ШС (входы)

Управляемые проводных выходы

Тип проводных цифровых термометров DS18S20

Тип радиоканальных термометров

ZONT МЛ-703 (МЛ-711)

Количество одновременно подключенных термометров (проводных и радио)

Тип используемых электронных ключей

Емкость памяти телефонных номеров

Максимальный коммутируемый ток выхода

Ток потребления в режиме «Охрана», не более

Основное питание от источника постоянного тока

Резервное питание от свинцово-кислотного аккумулятора (опционально, в комплект не входит)

Рабочий интервал температур

ZONT C2000+

Универсальные Выходы

тип — открытый коллектор
во включенном состоянии — «минус», в выключенном — напряжения нет
Может быть настроен как аналоговый вход
Максимальный ток каждого выхода 100 мА, напряжение не более 28V
Сопротивление во включенном состоянии не более 10 Ом
Суммарный ток выходов 1-4 не более 350 мА
Суммарный ток выходов 5 и 6 не более 100 мА

Релейные Выходы

Номинальный ток коммутации 7А (при резистивной нагрузке)
Коммутируемое напряжение DC (макс) 28V
Коммутируемое напряжение AC (пиковое) 240V

Устройство для увеличения количества контролируемых входов / управляемых выходов / подключаемых датчиков температуры
Один блок расширения содержит:
6 релейных выходов (28V, 7А)
6 дискретных (универсальных) входов/выходов
Интерфейс 1-Wire (поддержка цифровых проводных датчиков температуры)

Проводные цифровые датчики температуры

не ограничено

тип — DS18S20, DS18B20
Внимание — не оригинальные датчики могут не работать

Радио датчики температуры

не более
40 шт. к одному модулю

тип — ZONT МЛ-703, МЛ-711, МЛ-719

Рабочая частота 868 MHz

Встроенный
Подключаемый через дополнительный радиомодуль ZONT МЛ-489

Датчиков в одной зоне до 6-ти шт.

Прочие характеристики
Вход для микрофона
Рабочий интервал окружающих температур
Габаритные размеры
Корпус

0 — + 50 гр.
160х90х60 мм.
D9MG

(сейчас программно не поддерживается, в разработке)

Пластиковый, на DIN рейку

Радиометка

Технические характеристики

— Встроенный заряжаемый литий-полимерный аккумулятор 150 мАч;
— Схема зарядки от USB;
— Многоканальный криптозащищенный радиотракт;
— Рабочая частота 2,4 GHz ;
— Мощность передачи– 1мВт;
— Чувствительность приема– 100 dBm;
— Скорость передачи – 50 kbps;
— Диалоговый код с шифрованием AES128;
— Светодиод индикации режима передачи сигнала;
— Габаритные размеры 28 х 58 х 6 мм;
— Радиус действия 3-15 метров (мощность настраивается)*

Читайте так же:
Схема подключения автоматического выключателя дома

— Время работы от одной зарядки — до 10 месяцев

* — радиус не определяется чётко, а зависит от разных факторов (положения антенн метки и сигнализации, нахождения в кармане, в портфеле. )

TMPS: стоит ли ставить систему контроля давления в шинах и как её ломают в шиномонтаже

Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.

На вкус и цвет…

Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.

Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.

Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.

Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.

Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.

Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.

Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.

Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.

Читайте так же:
Схема отключения вакуумного выключателя

У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.

А если сам?

Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.

В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.

Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.

Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.

Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!

Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.

Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.

С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.

Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.

Что сломалось?

Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector