Alma38.ru

Электро Свет
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сигнализация положения коммутационных аппаратов

Сигнализация положения коммутационных аппаратов

В схеме дистанционного управления коммутационным аппаратом должна быть предусмотрена сигнализация, по которой оператор, находясь рядом со щитом управления на значительном расстоянии от коммутационного аппарата, может судить о его положении.

Работа сигнализации должны быть различной при ручных и автоматических операциях управления. В первом случае оператор нуждается лишь в световой сигнализации положения коммутационного аппарата, во втором случае – внимание оператора должно привлечь действие звуковой (световой) сигнализации, а световая сигнализация должна проинформировать оператора о месте возникновения аварии и о ее причине. Поэтому аварийное отключение выключателя сопровождается аварийной световой и звуковой сигнализацией.

В основу световой сигнализации положено два принципа:

1) горение лампы определенного цвета (зеленый – при отключенном положении коммутационного аппарата, красный – при включенном);

2) положение святящейся рукоятки ключа управления (поперек линии мнемосхемы – при отключенном положении коммутационного аппарата, вдоль линии – при включенном положении).

При аварийном изменении положения выключателя лампы световой сигнализации переходят от горения ровным светом к миганию.

Рассмотрим схему световой сигнализации положения разъединителей с пофазным управлением, которая применяется в РУ напряжением 110 кВ и выше (рис. 7.6).

Разъединители QS в каждой фазе приводятся в действие своими электродвигательными приводами. При отключенном положении разъединителей их блок-контакты SQT замкнуты, и горит зеленая лампа HLG «Отключено». Во включенном положении разъединителей замкнуты блок-контакты SQC , и горит красная лампа HLR «Включено». Контакты SQC и SQT имеют связь с приводом и переключаются в конечных положениях разъединителя («Включено» и «Отключено»). Если хотя бы один разъединитель не отключился, то одновременно будут гореть красная и зеленая лампочки, сигнализируя о неисправности электроустановки.Аналогично работает система сигнализации и в распредустройствах напряжением 6 (10) кВ. Рассмотрим схему сигнализации положения маломасляного выключателя типа ВМП-10 с ключом управления типа ПМОВФ (рис. 7.7).

В состав схемы сигнализации положения выключателя входят: ключ управления SA, сигнальные лампы HLR, HLG, токоограничивающие резисторы R1 и R2, блок-контакты выключателя SQC и SQT, шинки сигнализации +ШС и –ШС, шинка мигающего напряжения ШМ.

Питание цепей сигнализации осуществляется от источников постоянного напряжения (шинки ±ШС) и пульсирующего напряжения через ШМ. Подключение цепей сигнализации к шинкам осуществляется через автоматические выключатели SF1 и SF2.

Сигнализация об основных положениях выключателя «Включено» и «Отключено» осуществляется при соответствии положения рукоятки ключа положению контактов выключателя.

Пусть ключ SA и выключатель находятся в положении «Отключено» (контакты SQT замкнуты), тогда образуется замкнутая электрическая цепь: +ШС, контакты 7–8, резистор R2, блок-контакты SQT, лампа HLG, –ШС. Зеленая лампочка горит ровным светом. Цепь лампы HLR разомкнута, так как блок-контакты выключателя SQC разомкнуты.

Если ключ SA и выключатель находятся в положении «Включено» (блок-контакты SQ С замкнуты), тогда образуется замкнутая электрическая цепь: +ШС, контакты 5–6, резистор R1, блок-контакты SQ С, лампа HLR, –ШС. Красная лампочка горит ровным светом, сигнализируя, что выключатель включен. Цепь лампы HLG разорвана, так как блок-контакты SQ Т разомкнуты.

При несоответствии между положением контактов выключателя и ключа управления, например, при отключении выключателя по сигналу релейной защиты цепь аварийной сигнализации формирует другой сигнал. В случае применения ключей управления типа ПМОВФ, схема сигнализации строится с использованием принципа несоответствия между положением ключа управления и контактами выключателя, например, ключ находится в положении «Включено», а выключатель отключен. При таких положениях ключа и выключателя образуется сигнальная цепь: +ШМ, контакты 9–10, резистор R2, блок-контакты SQT, лампа HLG, –ШС. Зеленая лампа горит мигающим светом, сигнализируя, что выключатель отключен, но не по команде оператора. Цепь питания красной лампы HLR разомкнута.

При автоматическом включении выключателя, например, по команде автоматического включения резерва, так как ключ управления находится в положении «Отключено» замыкаются контакты 3–4 ключа управления. Красная лампочка HLR горит мигающим светом, сигнализируя, что выключатель включен, но не по команде оператора.

При использовании ключа управления типа МКВ схема сигнализации имеет вид, представленный на рис. 7.8.

В состав схемы сигнализации положения выключателя входят: ключ управления SA, сигнальные лампы HLR, HLG, токоограничивающие резисторы R1 и R2, блок-контакты выключателя SQC и SQT, шинки управления +ШУ и –ШУ, шинки сигнализации +ШС и –ШС, шинка мигающего напряжения +ШМ, реле контроля выполнения команды включения КСС, реле контроля выполнения команды отключения КСТ и поляризованное реле фиксации команды KQQ.

Читайте так же:
Реверсивный пускатель схема подключения с концевыми выключателями

В исходном состоянии выключатель отключен, его блок-контакты SQT замкнуты, по цепи +ШС, KQQ5, SQT, R, HLG, ШУ; протекает ток, поэтому зеленая лампочка HLG горит ровным светом.

При автоматическом включении выключателя, например, по сигналу автоматического включения резерва АВР, его блок-контакт SQT размыкается, что приводит к погасанию лампочки HLG зеленого цвета, а блок-контакт SQC замыкается, и по цепи +ШМ, KQQ3, R, SQС, HLR, ‒ШУ протекает пульсирующий ток, поэтому красная лампочка HLR горит мигающим светом.

При включении выключателя ключом управления SA срабатывает реле КСС и его контакт КСС3 включает верхнюю катушку поляризованного реле KQQ. При этом его контакты KQQ1 размыкаются, отключая верхнюю катушку реле KQQ, а контакты KQQ2 замыкаются, подготавливая к работе нижнюю катушку реле. Одновременно нормально разомкнутые контакты KQQ4 и KQQ6 замыкаются, а KQQ3 и KQQ5 размыкаются. После включения выключателя его блок-контакт SQT размыкается, что приводит к погасанию лампочки зеленого цвета HLG, а блок-контакт SQC замыкается и по цепи +ШС, KQQ4, R, SQС, HLR, ШУ протекает ток, поэтому красная лампочка HLR горит ровным светом. При аварийном отключении выключателя его блок-контакты SQT замыкаются, по цепи +ШМ, KQQ6, R, SQT, HLG, ШУ протекает ток, поэтому зеленая лампочка HLG горит мигающим светом.

Схема сигнализации положения выключателя

Здравствуйте.
Подскажите, пожалуйста, для чего в схеме сигнализации положения выключателя задействованы контакты реле KCC, а само реле KCC имеет выдержку времени на отключение. В каких случаях используется именно такая схема?
http://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/9500/29740/thumb/p17008bcptu1h134a4lhdra1fg81.jpghttp://rzia.ru/extensions/hcs_image_uploader/uploads/20000/9500/29740/thumb/p17008bcptu1h134a4lhdra1fg81.jpg
Типы реле:
KCC- РП18-7
KQT, KQC — РП16-1
KQ — РП-8

2 Ответ от rocker890 2012-06-18 20:23:22 (2012-06-18 20:29:23 отредактировано rocker890)

  • rocker890
  • ГИПроектировщик
  • Неактивен
  • Откуда: Челябинск
  • Зарегистрирован: 2011-05-30
  • Сообщений: 1,732
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Схема сигнализации положения выключателя

выключатель не с пофазным приводом?

Ато я такую схему видел где-то. Через эти выдержки времени было реализовано самоудержание для автоматического включения выключателя через схему АПВ с контролем синхронизма.

3 Ответ от rz_a 2012-06-18 21:00:10

  • rz_a
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-03-01
  • Сообщений: 29
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Схема сигнализации положения выключателя

Выключатель с трехфазным приводом.
Есть контроль синхронизма, однако на KCC воздействуют только ключ управления и телемеханика.

4 Ответ от rocker890 2012-06-18 21:08:03

  • rocker890
  • ГИПроектировщик
  • Неактивен
  • Откуда: Челябинск
  • Зарегистрирован: 2011-05-30
  • Сообщений: 1,732
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Схема сигнализации положения выключателя

По соседней Вашей теме тоже скорей всего там ответ найдете

5 Ответ от rz_a 2012-07-09 18:23:25

  • rz_a
  • Пользователь
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 2011-03-01
  • Сообщений: 29
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Схема сигнализации положения выключателя

rocker890, спасибо.

6 Ответ от lik 2012-07-10 08:00:38 (2012-07-10 08:07:55 отредактировано lik)

  • lik
  • собеседник
  • Неактивен
  • Откуда: Киев
  • Зарегистрирован: 2011-01-09
  • Сообщений: 2,446
  • Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Схема сигнализации положения выключателя

Антон и Сергей!
А для меня это был тест на сообразительность Мне, честно говоря, лень было читать предложенную Сергеем книгу. И я просто рассмотрел схему, данную Антоном. И пришел к выводу, что другой причины кроме исключения кратковременного объединения темного ШС и шинки мигания быть не может. Потом все же нашел в книге это место. и то же объяснение. Значит, я еще не совсем. того.
А мне такие схемы попадались в наладке и эксплуатации, но я как-то не задумывался — а зачем? Работает — и ладно. Нет, когда-то объясняли, но это было очень давно, и я забыл. Но, может, где-то в глубине памяти что-то осталось. А Денис, вижу, не терпит необъяснимого. Чтож, это очень хорошо.
А, кстати, что страшного в кратковременном объединениии указанных шино? Ведь многие схемы без этой хитрости. И, вроде, ничего не перегорает. Вообще, мигалки бывают разные. Но, главное, надо правильно отрегулировать контактную систему двухпозиционного реле, чтобы не было одновременного замыкания НО и НЗ контактов. Может, современные двухпоз. реле и не поддаются такой регулировке. Но РП-8. 12 можно (и нужно) было так регулировать.

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Продолжаем разбираться с магнитным пускателем и сегодня мы рассмотрим еще одну классическую схему подключения магнитного пускателя, которая обеспечивает реверс вращения эл. двигателя.

Читайте так же:
Плавкие уставки автоматических выключателей

Такая схема используется в основном, где нужно обеспечить вращение эл. двигателя в обе стороны, например, сверлильный станок, подъемный кран, лифт и т.д.

Схема подключения реверсивного пускателя

На первый взгляд может показаться, что эта схема намного сложнее, чем схема с одним пускателем, но это только на первый взгляд.

В схему добавилась еще одна цепь управления, состоящая из кнопки SB3, магнитного пускателя КМ2, и немного видоизменилась силовая часть подачи питания на эл. двигатель. Названия кнопок SB2 и SB3 даны условно.

Для защиты от короткого замыкания в силовой цепи, перед катушками пускателей добавились два нормально-замкнутых контакта КМ1.2 и КМ2.2, взятые от контактных приставок, установленных на магнитных пускателях КМ1 и КМ2.

Контактная приставка для магнитного пускателя

Для удобства понимания схемы, цепи управления и силовые контакты пускателей раскрашены в разные цвета. А чтобы визуально не усложнять схему, цифробуквенные обозначения пар силовых контактов пускателей не указываются. Ну а если возникнут вопросы или сомнения, прочитайте еще раз предыдущую часть статьи о подключении магнитного пускателя.

1. Исходное состояние схемы.

При включении автоматического выключателя QF1 фазы «А», «В», «С» поступают на верхние силовые контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2 и там остаются дежурить.

Рабочее состояние схемы реверсивного магнитного пускателя

Фаза «А», питающая цепи управления, через автомат защиты цепей управления SF1 и кнопку SB1 «Стоп» поступает на контакт №3 кнопок SB2 и SB3, вспомогательный контакт 13НО пускателей КМ1 и КМ2, и остается дежурить на этих контактах. Схема готова к работе.

На рисунке ниже показана часть реверсивной схемы, а именно, монтажная схема цепей управления с реальными элементами.

Монтажная схема цепей управления реверса эл. двигателя

2. Работа цепей управления при вращении двигателя влево.

При нажатии на кнопку SB2 фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ2.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ1, пускатель срабатывает и его нормально-разомкнутые контакты замыкаются, а нормально-замкнутые размыкаются.

При замыкании контакта КМ1.1 пускатель встает на самоподхват, а при замыкании силовых контактов КМ1 фазы «А», «В», «С» поступают на соответствующие контакты обмоток эл. двигателя и двигатель начинает вращение, например, в левую сторону.

Движение фазы при срабатывании магнитного пускателя КМ1

Здесь же, нормально-замкнутый контакт КМ1.2, расположенный в цепи питания катушки пускателя КМ2, размыкается и не дает включиться магнитному пускателю КМ2 пока в работе пускатель КМ1. Это так называемая «защита от дурака», и о ней чуть ниже.

На следующем рисунке показана часть схемы управления, отвечающая за команду «Влево». Схема показана с использованием реальных элементов.

Пример схемы управления магнитным пускателем

3. Работа цепей управления при вращении двигателя вправо.

Чтобы задать двигателю вращение в противоположную сторону достаточно поменять местами любые две питающие фазы, например, «В» и «С». Вот этим, как раз, и занимается пускатель КМ2.

Но прежде чем нажать кнопку «Вправо» и задать двигателю вращение в обратную сторону, нужно кнопкой «Стоп» остановить прежнее вращение.

При этом разорвется цепь и управляющая фаза «А» перестанет поступать на катушку пускателя КМ1, возвратная пружина вернет сердечник с контактами в исходное положение, силовые контакты разомкнутся и отключат двигатель М от трехфазного питающего напряжения. Схема вернется в начальное состояние или ждущий режим:

Рабочее состояние схемы реверсивного магнитного пускателя

Нажимаем кнопку SB3 и фаза «А» через нормально-замкнутый контакт КМ1.2 поступает на катушку магнитного пускателя КМ2, пускатель срабатывает и через свой контакт КМ2.1 встает на самоподхват.

Своими силовыми контактами КМ2 пускатель перебросит фазы «В» и «С» местами и двигатель М станет вращаться в другую сторону. При этом контакт КМ2.2, расположенный в цепи питания пускателя КМ1, разомкнется и не даст пускателю КМ1 включиться пока в работе пускатель КМ2.

Работа цепей управления при движения вправо

4. Силовые цепи.

А теперь посмотрим на работу силовой части схемы, которая и отвечает за переброс питающих фаз для осуществления реверса вращения эл. двигателя.

Обвязка силовых контактов пускателя КМ1 выполнена так, что при их срабатывании фаза «А» поступает на обмотку №1, фаза «В» на обмотку №2, и фаза «С» на обмотку №3. Двигатель, как мы определились, получает вращение влево. Здесь переброс фаз не осуществляется.

Силовая часть магнитного пускателя КМ1

Обвязка силовых контактов пускателя КМ2 выполнена таким-образом, что при его срабатывании фазы «В» и «С» меняются местами: фаза «В» через средний контакт подается на обмотку №3, а фаза «С» через крайний левый подается на обмотку №2. Фаза «А» остается без изменений.

Читайте так же:
Сколько стоят автоматические выключатели

Обвязка силовых контактов магнитного пускателя КМ2

А теперь рассмотрим нижний рисунок, где показан монтаж всей силовой части на реальных элементах.

Фаза «А» белым проводом заходит на вход левого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на вход левого контакта пускателя КМ2. Выхода обоих контактов пускателей также соединены перемычкой, и уже от пускателя КМ1 фаза «А» поступает на обмотку №1 двигателя М — здесь переброса фазы нет.

Фаза «В» красным проводом заходит на вход среднего контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на правый вход пускателя КМ2. С правого выхода КМ2 фаза перемычкой заводится на правый выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «С». И теперь на обмотку №3, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «В».

Обвязка силовых контактов пускателей на реальных элементах

Фаза «С» синим проводом заходит на вход правого контакта пускателя КМ1 и перемычкой заводится на средний вход пускателя КМ2. С выхода среднего контакта КМ2 фаза перемычкой заводится на средний выход КМ1, и тем самым, встает на место фазы «В». Теперь на обмотку №2, при включении пускателя КМ2 будет подаваться фаза «С». Двигатель будет вращаться в правую сторону.

5. Защита силовых цепей от короткого замыкания или «защита от дурака».

Как мы уже знаем, что прежде чем изменить вращение двигателя, его нужно остановить. Но не всегда так получается, так как никто не застрахован от ошибок.
И вот представьте ситуацию, когда нет защиты.

Двигатель вращается в левую сторону, пускатель КМ1 в работе и с его выхода все три фазы поступают на обмотки, каждая на свою. Теперь не отключая пускатель КМ1 мы включаем пускатель КМ2. Фазы «В» и «С», которые мы поменяли местами для реверса, встретятся на выходе пускателя КМ1. Произойдет межфазное замыкание между фазами «В» и «С».

А чтобы этого не случилось, в схеме используют нормально-замкнутые контакты пускателей, которые устанавливают перед катушками этих же пускателей, и таким-образом исключается возможность включения одного магнитного пускателя пока не обесточится другой.

6. Заключение.

Конечно, все это с первого раза понять трудно, я и сам, когда начинал осваивать работу эл. приводов, не с первого раза понял принцип реверса. Одно дело прочитать и запомнить схему на бумаге, а другое дело, когда все это видишь в живую. Но если собрать макет и несколько дней посвятить изучению схемы, то успех будет гарантирован.

И уже по традиции посмотрите видеоролик о подключении реверсивного магнитного пускателя.

А у нас еще осталось разобраться с электротепловой защитой эл. двигателя и тема о магнитных пускателях может быть смело закрыта.
Продолжение следует.
Удачи!

Подключение автоматов в щитке: как подключить контактор

Магнитные пускатели, реле и контакторы входят в одну из наиболее обширных групп щитового оборудования. Для корректной работы этих устройств требуется соблюдение ряда правил электромонтажа, знание основ релейной техники, а также грамотный подход к организации схем питания электроприборов.

Виды и классы контакторов

Контакторы предназначены для удалённой или автоматической коммутации линий питания электроприборов повышенной мощности. В разряд этих электротехнических изделий входят устройства панельного монтажа, мощность которых практически не ограничена, а также модульные устройства для установки на DIN-рейку. В последнем случае допустимый ток, как правило, составляет не более 63 ампер. Малогабаритные (не модульные) контакторы для монтажа на DIN-рейку рассчитаны на токи до 100 А и в действительности являются изделиями панельного монтажа по довольно простой причине: их габариты не позволяют корректно установить на место лицевую панель щитка.

Слева: модульный контактор на DIN-рейку 63 А. Справа: контактор панельного монтажа

Общепринятая классификация магнитных контакторов подразумевает их разделение на величины, соответствующие типоразмеру и допустимой токовой нагрузке. Так, модульные устройства ограничиваются 4-й величиной, всего же величин имеется 7, при максимальных габаритах контактная группа рассчитана на силу тока до 250 А.

Отдельные модели контакторов могут иметь отличия по классу электроизоляции и допустимому коммутируемому напряжению. Есть разница и в рабочем напряжении, на которое рассчитана катушка втягивающего электромагнита. Дополнительные отличия заключаются в:

  • количестве коммутируемых полюсов силовой группы контактов (от 1 до 4);
  • времени срабатывания (от 0,01 до 1 с);
  • типе и эффективности устройств дугогашения для разных степеней индуктивности нагрузки;
  • допустимом числе циклов переключения в час;
  • уровне шума и вибрации;
  • наличии и количестве дополнительных слаботочных контактов.
Читайте так же:
Рамки для выключателей с фетра

Трёхполюсный контактор с нормально разомкнутыми контактамиУстройство трёхполюсного контактора с нормально разомкнутыми контактами: 1 — катушка; 2 — неподвижный магнитопровод (сердечник); 3 — подвижный сердечник; 4 — неподвижные контакты; 5 — диэлектрический держатель подвижных контактов; 6 — подвижные контакты

Понятия контактор и пускатель отражают разную суть. Так, название контактор подразумевает прибор в моноблочном исполнении только с тем набором функций, которые предусмотрены конструкцией. Пускатель же — комплекс приборов, объединённых в рамках одной управляющей сборки. В него могут входить несколько контакторов, а также дополнительные приставки, защитные устройства, элементы управления и корпус с определённой степенью пыле- и влагозащиты. Пускатели, как правило, предназначены для управления работой асинхронных электродвигателей.

Комбинированный пускатель электродвигателяКомбинированный пускатель электродвигателя

Базовые понятия о монтаже

Контактор или пускатель практически никогда не является единственным элементом схемы управления. Обязательным условием является наличие в схеме автоматического выключателя, номинал которого рассчитывается, исходя из предельного тока контактора. Также важно правильно выбрать токо-временную характеристику защитного отключения, она должна соответствовать классу устойчивости контактора к индуктивным нагрузкам.

Магнитные контакторы рассчитаны на естественное воздушное охлаждение, и потому место их установки должно обладать достаточным внутренним объёмом или иметь вентиляционные отверстия. Также обязательным условием является отсутствие вибраций основания, к которому закреплён контактор, в ином случае возможен непреднамеренный отброс втягивающего штока с последующим размыканием цепи. Наконец, условия работы контактора должны соответствовать классу его защиты от внешних воздействий, ведь внутренний механизм крайне чувствителен к попаданию влаги и пыли, особенно абразивной и токопроводящей.

Подключение коммутируемой нагрузки

Подключение силовых цепей контактора выполняется, как правило, винтовыми зажимами с прижимной планкой или седлом. При сборке силовой цепи рекомендуется принимать максимум мер для обеспечения максимальной площади соприкосновения кабельных жил с контактной площадкой. Так, однопроволочные жилы лучше свернуть в полукольцо, многопроволочные — обжать плоским штыревым наконечником.

Контакты магнитного пускателя

Группа силовых контактов на каждом полюсе представлена двумя неподвижными и двумя подвижными, соединёнными токопроводящей пластиной. Таким образом, контакты каждой фазы расположены параллельно, их прижимные винты находятся на лицевой части корпуса и маркированы буквой L с соответствующим цифровым индексом. Наконечник жилы вводится под прижимную планку или в седло до упора, после чего зажимается винтом. При номинальных токах свыше 63 А рекомендуется использовать динамометрический инструмент. Силовые контакты нуждаются в перетяжке спустя 48 часов для компенсации остаточных деформаций металла.

Как видите, схема подключения силовой части предельно проста: контактор коммутирует фазные линии, рабочий ноль собирается на общей шине или кросс-модуле. Единственное отличие действует при сборке схем с изолированной нейтралью, в таких случаях рабочий нулевой проводник коммутируется четвёртым полюсом контактора.

Управляющие цепи

Электромагнитные контакторы не имеют механической фиксации во включенном положении. Для обеспечения удержания штока во время работы используется схема самоподхвата. Это достаточно удобный приём, позволяющий коммутировать цепь питания катушки различными устройствами защиты и автоматизации электропривода. Исключение составляют сборки, управляемые посредством ПЛК или релейной автоматики.

Простейшая схема самоподхвата включает один дополнительный блокировочный нормально открытый контакт. Цепь питания катушки подключается через нормально открытый контакт пусковой кнопки. Второй контур подключается параллельно, он состоит из последовательно соединённых блокировочного контакта и нормально замкнутого контакта кнопки «Стоп». Таким образом, при включении контактора замыкается блокирующий контакт, который удерживается всё время работы и подаёт питание на катушку. При необходимости остановки цепь питания катушки размыкается кнопкой «Стоп».

Схема самоподхвата контактораСхема самоподхвата контактора: L1, L2, L3 — фазы трёхфазного питания; N — нейтраль; КМ — катушка магнитного пускателя; NO13-NO14 — дополнительный нормально разомкнутый контакт; М — асинхронный двигатель

Есть и более сложные схемы управления. Так, использование нормально замкнутого контакта пусковой кнопки одного контактора может использоваться для исключения одновременной работы двух пускателей, что в частности может быть важно при построении схем реверсивного включения или быть обусловлено иной технологической необходимостью. Этот же принцип может действовать при использовании нормально замкнутого блокирующего контакта одного контактора, который последовательно соединён с контактом пусковой кнопки другого.

Читайте так же:
Схема проводки выключателя дома

Реверсивное включение трехфазного двигателяСхема реверсивного пуска двигателя: КМ1, КМ2 — катушки магнитных пускателей; NO КМ1, NO КМ2 — нормально разомкнутые контакты пускателей; NC KM1, NC KM2 — нормально замкнутые контакты пускателей; КК — тепловое реле

В цепь самоподхвата также могут включаться концевые выключатели, датчики типа «сухой контакт» и всевозможные защитные устройства. Автоматическое включение контактора также возможно, для этих целей кнопку заменяют или дублируют параллельным включением концевиков или датчиков. Таким образом, сложность и схемы управления автоматизированным электроприводом практически ничем не ограничены.

Дополнительные устройства

Как уже упоминалось, сами по себе контакторы имеют крайне простую конструкцию и могут состоять только лишь из электромагнитного втягивающего устройства и одной или нескольких пар силовых контактов. При этом существует внушительный ряд дополнительных модулей, способных расширить первоначальный функционал далеко за пределы обычной коммутации.

Наиболее распространены приставки с дополнительными блокирующими контактами. Если контактор не имеет таковых изначально, этот вид оснастки — единственный способ реализовать схему самоподхвата. Также дополнительные блок-контакты могут использованы для реализации более сложных схем управления, индикации и автоматизации.

Другой популярный вид дополнительных устройств — тепловые расцепители. Их задача — контролировать протекающую в цепи нагрузку и отключать питание катушки при длительном превышении допустимых значений тока. Как и тепловые расцепители автоматических выключателей, приставки для контакторов имеют разные токо-временные характеристики отключения для разных видов асинхронных двигателей. Электромагнитные расцепители не используются в качестве дополнительных приставок по той причине, что контакторы не рассчитаны для коммутации токов короткого замыкания.

Вспомогательные устройства контактораВспомогательные устройства контактора: 1 — тепловое реле перегрузки; 2 — контакторы; 3 — приставка выдержки времени; 4 — вспомогательные контакты

Приставки выдержки времени позволяют реализовать схемы замедленного пуска и останова электропривода. Реле времени имеют возможность ручной настройки в определённом диапазоне, что позволяет с высокой точностью настроить компенсацию инерционного выбега электромотора перед реверсированием.

Из дополнительных устройств следует также упомянуть приставки для механической блокировки встречного включения, используя которые можно из двух обычных трёхполюсных контакторов собрать реверсивный пускатель. Если управление осуществляется непосредственно со шкафа или щита, можно использовать пусковые приставки, в которых уже выполнена группа соединений для самоподхвата и установлены кнопки «Пуск» и «Стоп». Если катушка контактора не соответствует действующему напряжению управляющей цепи, её можно легко заменить на другую с подходящими параметрами. Дополнительная защита двигателя обеспечивается с помощью реле контроля и чередования фаз, а также ограничителями перенапряжений.

Основные схемы подключения

Всего существует три схемы силовой коммутации, по которым выполняется подключение контакторов. Первая и простейшая — прямая коммутация фаз, которая подходит как для одностороннего запуска привода, так и для управления активной нагрузкой. В схеме нет ничего примечательного, контактор просто выполняет роль дистанционного выключателя.

Схема подключения автозапуска генератораПример использования контакторов в схеме автозапуска генератора: 1 — вводной автомат; 2 — счётчик; 3 — УЗО основной сети; 4 — контактор основного ввода; 5 — блок автоматического запуска генератора; 6 — бензогенератор; 7 — УЗО резервной сети; 8 — реле времени; 9 — контактор резервного ввода

Чуть более сложная схема используется для управления прямым и обратным вращением трёхфазных асинхронных машин. Два контактора устанавливаются в паре, отходящие фазные провода присоединяются параллельным подключением. При этом присоединение со стороны подачи питания выполняется перекрёстной перемычкой, меняющей последовательность любых двух фаз из трёх. При сборке реверсивной схемы крайне важно обеспечивать двухстороннюю защиту от встречного включения: как с помощью механической блокировки, так и с использованием блокировочных контактов.

Третий вид схемы — пусковая, она используется при управлении асинхронными двигателями высокой мощности. В общей сборке присутствует по два контактора для каждого из направлений вращения привода. В каждой паре один контактор является пусковым, через него двигатель подключается по схеме соединения обмоток в «звезду», за счёт чего существенно снижаются пусковые токи. По прошествии некоторого времени, необходимого для выхода на номинальные обороты, включается второй контактор, через который реализовано соединение обмоток в «треугольник». Для реализации такой схемы подключения требуется прокладка к двигателю шести жил питания и одного рабочего нулевого проводника, а также установка на основных контакторах реле задержки включения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector