Alma38.ru

Электро Свет
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарные слова от а до Я

Словарные слова от а до Я

Сташ Маргарита Пшимафовна

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
slovarnye__slova_ota_do_ya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Словарные слова 1 — 4

А лл ея, а кк уратный, а бр и ко с , а р о ма т , а в тобу с , а рти ст , а в т о м о би ль , а гр о ном, адр е с , а птека, а лма з , а лф а ви т , а бзац, а кк ор д , а п е ль син, а пп а ра т , а пп е ти т , …

Б а ран, б а ранка, б а лкон, б а р а бан, б е рёза, бер е г , б и ле т , б е седа, б о лот о , быстр о , б и бл ио тека, б а гровый, б а гря н ый, б о тинки, б ио граф и я, б а зар, б а сс е й н, б а тон, бу д то,…

В о к зал, в а гон, вос е мь , в нутри, в ме ст е , в дв о ём, вет е р, вч е ра, в е зд е , в дру г , в п е рё д , в п е р е ди, в о кру г , в о сто к , в о рона, в о р о бей, ветр е н ый, вес е л о , в о скр е се нь е, вал е нки, в п е рвые, выр а жаю, выр а зи т е ль ный, ва нн а, ва нн ая, вв ерх, ве я ть , в и н е гре т , в до ль , вн и ма т е ль ный, в о лшебный, в о рота, вс е гда, …

Гор о д , гражд а н е , гр а жд а нин, громк о , г а зета, г о то в , г о тов ить , г е рой, г о р и зон т , г о рох, г о ряч ий , г а л е рея, га мм ы, г о лубой, г о р и зонт, гра мм , гр а мм ат и ка, гри пп , гру пп а, …

Д е ре вн я, д о рога, дев о чк а, д е журный, д е сер т , д е ка брь , два д цать , дв е на д цать , д и рект о р, до св и дан ия , д иа ло г , дл и на, дро жж и,

. Д а леко (д а ль)

Д о лина (д о л – ровное место)

Е ж е вика, есл и …

Ж ё лтый, ж и вотн о е, ж е лаю, жу жж ит, же нщ и на, жж ё т, …

З а во д , за я ц, за в тр а , за в тр а к , з де сь , з дан ие , з а кон, зап а д , здра в ствуйте, з е мл я ника, …

Из д а л е ка, и нж е нер, и нт е ре сн ый, ин е й, и н о гда, ист и на, ист и нн ый, и меть в в и ду, и лл юстрац ия , и ску сс тв о , …

К а л е нда рь , к а пуста, к а ртина, к а ртоф е ль , к а стрюля, кв а ртира, комната, компьютер, кровать, костюм, коричневый, к о м ба йн , к о см о на вт , к а б и нет, косм о с , к о стёр, к о нь ки, к о рова, к о пыто, к о лен о , к а рни з , ка сс а, к а рн а вал, к о нструкт о р, к о нструкц ия , к о пейка, кла сс , к а р а нда ш , к о лхо з , к и л о гра мм , к о манда, к а мы ш , к а п и тан, к о ра бль , к о нц е рт, к о рзина, к о р и дор, к а сс ета, к о м а ндир, как бу д то, к а ка о , к а литка, ка я ть ся, к о лл е кти в , к о лл екц ия , коф е , кро сс , кр о сс о в ки, кр о сс вор д , к о рр е сп о ндент, К расн ая площ а дь , К ре мль …

. К О МПАНИЯ К А МПАНИЯ

Л о пата, лаг е рь, лес т н и ца, л и сица, л и ловый, л е п е сток, л а донь, л а б о р а тор ия, ла я ть, л и мон, л е л е ять, …

М а ши на, м о л о ко, м е две дь , м о рко вь , м е чт а, м о ро з , Мо сква, медл е нн о , м о л о ток, мес я ц, м а г а зин, м а лина, мандарин, ма тч , м е та лл , м е т а лл ич е ский, мальч и к, м е тро, ма сс а, м е чта, му ж чина, м и лл и метр, ма я ть ся,…

На за д , на лев о , на прав о , на верн ое , на долг о , на ро чн о , не ск о льк о , н а ро д , на вс е гда, н а де я ть ся, н ао б о рот, н а пр и мер, н а с е ком ое , н е деля, …

Ов о щи, о дежда, о гурец, о ктя брь , о ди нн а д ц а ть, о г о ро д , о днажды, о бе д , о вё с , о рех, о сина, о тец, ок о л о , о в ца, обратно, о б о рона, о б а ян ие , о б а я тель ный, о з о рник, о т ча я н ие , обл а к о , о тт ен о к, о громный, о ранж е в ый, о рф о гра мм а, о тт уда, о тд ых, о теч е ств о …

П а льто, п е нал, п е тух, п о суда, п о м и дор, п о года, п о беда, п е сок, п е счан ый, пр е кра сн ый, пш е ница, пятн и ца, п о н е де ль н и к, п е ча ль, п е йза ж , п о ртрет, п и томник, пут е шеств ие , пр и вет, пр и вет лив ый, пл а ток, пр и рода, пр а ви тель ство, п а сс а жир, п а деж, пам я тн и к, п а латка, п иа нин о , п о жалу й ста, п о н и мать, п о п о лам, пор о вну, пр е сти ж , пр о гр е сс , пр ои сшеств ие , пр о стор, пр о фе сс ия , пр о ц е сс , п е рр он, п о мо щн и к, п о п е рёк, п о ряд о к, п о том, п о т о му чт о, поч е рк, прав и л о , прав и льн о , праз д н и к, пр е дмет, пр и вет, пр и мер, пр о гра мм а, пр о фе сс ия , …

Р а бота, р а боч ий , р е бята, ру сс кий, р а кета, р а сс т о ян ие , р е шен ие , р и сун о к, р а стен ие , ра йо н, р а внина, р о яль, р я бина, р а сс ка з , р е монт, ре я ть, р о машка,

. Р од и на – Р о сс ия,

но р од и на – город, село, где родился.

. Раз в и в аться – развитие, прогре сс ,

Раз в е в аться – (веять) флаг, знамя.

С а лют, с а п о ги, с а ла з ки, скор о , с о бака, с о рока, сев е р, с е го дня, с о лдат, с о л о вей, ст о л и ца, с о лома, св е ркать, св о бода, св о бодн о , с ей час, с е крет, с е ребр ян ый, се я ть, се я лка, сл ев а , сп рав а , сп а сиб о , с а м о лёт, с и рень, с и рен ев ый, су бб ота, су бб отн и к, свит е р, с и туац ия , сл а вян е , стольк о , сз ад и , с о ч и нен ие , су мм а,

спр а в е длив о сть, ст е ре чь , стра нн ый, сн а чал а , скольк о , с и ница, сч и тать, сч ё т, сч ас ть е , ст а кан, сс ора, ср азу, стр е к о за, с о ч и нен ие , с о сед, с о всем…

Т а релка, т е тра дь , тракт о р, т о вар и щ, т о ржеств е нн ый, т е перь, т е л е фон, т е пл о во з , т о пор, тр а м вай, тр а диц ия , тр е вога, т е атр, т о гда, тольк о , т е л е гра мм а, т е рр а с а, т е рр и тор ия , т о мат, т о ска, т о ску е т, тр о лл ейбус…

Уч е ник, уч е ница, учи т е ль , учи т е ль н и ц а, ур о жай, ул и ца, уж и н, ур а ган,

Фу т бол, ф ой е, ф ио лет ов ый, ф а мил ия , ф а нтаз ия , фин и ш …

Х о зяйств о , х о зя и н, хл е б о ро б , х о р о шо,

Ч е л о век, ч е твер г , ч ё рный, ч е тыр на дцать ,

Ш о фёр, ш о сс е , ш е с т надц а ть, шор о х, ш а лаш, ш ё лк,

. Ш Ё Л , У Ш Ё Л , ЗА Ш Ё Л , НА Ш Ё Л , ПЕРЕ Ш Ё Л , ОТО Ш Ё Л …

. Шеств о вать – идти за кем-то — шеств ие

Ше ф ств о вать – быть ше ф ами

Щ е гол, щ е нок, щеб е т (птиц)

Э к и па ж , э л е ктрич е ств о , э кспр е сс , э к скурс ия , э к ск а ват о р, э ск а лат о р, э л е ктр о во з , э л е ктр о станц ия …

Ябл о ня, ябл о к о , яг о да, як о рь, я зык, яй цо, ящ е р и ца, ясн о , ястр е б …

Забавные слова, которых не существует в русском языке, но мы их активно употребляем

Безусловно, без помощи друзей все это я бы не написала. Три дня мы перекидывались на фэйсбуке вариантами таких словечек, разматывая ленту комментариев до астрономических цифр. За это время мой словарный запас пополнился не одной сотней веселых и причудливых слов, и теперь, боюсь, моя жизнь разделилась на до и после. Ну, что, ребзя! Нас ждет угарный моржопиз! Подурагоним зыбански?

Но прежде, хочу себя обезопасить. За все то, что вы прочтете ниже, я не несу никакой ответственности и не претендую на экспертность в области знания неофициального русского языка. В данном случае я — транслятор. Как оказалось, в разных регионах России одно и то же словцо может иметь абсолютно разное значение. И, если вы с ним не согласны, или у вас есть версия по-круче, — приглашаю пройти в комментарии.

Про обувь

Подкрадухи — ботинки, туфли. «У тебя отпадные подкрадухи! Где прикупил?».

Гады — тяжелые ботинки с грубой подошвой. «Опять ты гады напялил?».

Давы — см.Гады.

Занудины — массивные ботинки скучного дизайна и советского происхождения. «Не, ну ты нашел, что надеть… Это какие-то занудины!».

Неслышки — домашние тапочки. «Мусик, ты не видел мои неслышки?».

Босолапки — красивые босоножки. «Вауууу! Какие божественные босолапки!».

Ландорики — полусапожки, похожие на угги. «Пожалуй, надену-ка я ландорики. Чё-т похолодало сегодня».

Про настроение

Несрастон — планы рухнули, задуманное не случилось. «Ну, как?! Прошел собеседование?». «Не-а… Несрастон сегодня!».

Зашибись, Зыбански, Зыкано — здорово, отлично, то, что надо! «Ребята, всё будет зашибись!». «Этот текст зыбанский! Соберет лайки, как пить дать!». «Зыкано мы съездили на дачу к Максу!».

Рулезно — очень хорошо, просто великолепно. «Какой сегодня день рулезный!».

Абздольц — все очень не очень. «Настроение — абздольц. Никого не хочу видеть… Подите прочь!».

Габелла — пиши пропало, все очень плохо, конец всему. «Ну как сессия? Сдал?». «Да ну ее… Полная габелла!».

Депешное — отличное! «Ну, что, ребята?! Вечер обещает быть депешным!».

Эквапенисуально — безразлично, все равно. «Ну и как тебе все это?». «Абсолютно эквапенисуально».

Про женщин

Дакфейс — выражение лица девушек при себяфотографировании, когда губы вытягиваются в «утиный клюв». «А вот это угарый дакфейс!»

Чува — очень красивая барышня. «Смотри, какая чува зашла!«.

Бабецл — немолодая женщина, но еще и не бабуся с точки зрения молодых мужчин. «А бабецл прям ничё так!«

Лафля, Лафляша, Лафляля — юная девушка, активно обольщающая противоположный пол в соц.сетях. «Эта лафляша меня достала!«.

Выбла — надменная барышня в ощипанной лисе, видимо, потерявшая свой лимузин, высокопарно причмокивающая с недовольством от происходящего, когда ее в давке в общественном транспорте задевают локтями. «Не нравится, езжай на такси! Выбла какая-то…».

Карридонна — пожилая вредная работница регистратуры в поликлинике, которая не сразу может найти медицинские карты пациентов, но при обнаружении протягивает их с неохотой и ворчанием. «Следующий!», — проорала карридонна.

Трындося — слишком разговорчивая девушка. «Ну что ты как трындося?! Уймись! Голова уже от тебя заболела!»

Финти-минти — принаряженная дама, которая обращает на себя внимание. «Гляди, какая финти-минти!».

Еще больше интересных историй:

  • Я знаю 5 причин, по которым нужно покупать товары для дома у одного производителя
  • Самый скандальный фотопроект XXI века с мировыми звездами
  • Почему плакал Джон Сноу и какие проблемы у красавицы-фигуристки Грейси Голд?
  • Прощай, тюль! Здравствуйте, новые фантастические идеи для окон!
  • Каким был «выпускной» в советское время? Что ждали от него наши прабабушки, бабушки и мамы?
  • Как изменить квартиру за один вечер? Одна модная деталь и 15 крутых идей!
  • 5 удивительно вкусных и быстрых рецептов тортов, для которых нужен только холодильник
  • Новый взгляд на чайные пакетики

Про алкоголь

В зюзю, В хлам, В щи! — сильная степень опьянения, когда не стоишь на ногах. «Сережа, да ты уже в зюзю!».

Готовченко — особая степень опьянения, когда начинается самое интересное. «Я Готовченко! Дайте музыку и еще коньячку!».

Гаврюша — дешевый коньяк, самогон, закрашенный чаем или жженым сахаром. «Эх… У меня только Гаврюшка остался. Будете?»

Шимпанзе, шампунь — шампанское. «Кому шимпанзе?». «Ну, что?! По шампуньке?» .

Шмурдяк — отвратительный алкоголь. «Фууууу…. Это какой-то шмурдяк же!».

Газ-квас — веселая пьянка с употреблением самых разных алкогольных напитков. «Еееее… Ну у нас вчера и газ-квас был… Я пока в завязке».

Чемергес — любой крепкий алкоголь. «Петрович, с тебя чемергес по-любому!»

Чернило — красное вино. «Ты опять по чернилу?»

Бабоукладчик — тип алкогольных напитков, чаще всего коктейли, которые быстро уносят девушек за горизонт. «Олежа, а сделай-ка мне пару бабоукладчиков. Девочки к нам присели», — из разговора с барменом.

Про мужчин

Два метра сухостоя — очень высокий и худой мужчина. «Видела? Два метра сухостоя на входе стоит».

Делопут — мошенник. «Держись от него подальше. Он какой-то делопут».

Дансер — танцующий мужчина. «Ай эм э диско-дансер!«.

Челдрон — свой парень в доску. «Саня! Ты настоящий челдрон, братан!».

Челенюга — неприятный перонаж. «Челенюга он, говорю же тебе!».

Пацики — ребятки на районе. «Марина! Пойдем скорее! Это пацики какие-то (шепотом)».

Чепушило — глупый человек, не пользующийся авторитетом. «Да ну его! Чепушило реальный! Не обращай внимания!».

Супелье — мужчина, умеющий варить суп. «Да ты ж мой супелье! Иди поцелую!».

Шплиндагуз — неряшливо одетый молодой человек, призванный на службу в Армию. «Шплиндгауз, бл!».

Мент и кент — милиционер и друг. «Смотри, мент идет!». «О, кент, здарова!»

Финти-минти — принаряженный мужчина, который обращает на себя внимание. «Ой-ой-ой! Гляди, какой финти-минти!»

Про деньги

Чирик — 10 рублей.

Четвертак — 25 рублей.

Две кати — 200 рублей

Пятихатка, пяти-катька — 500 рублей.

Ярославль, косарь, кусок, думка, штука, рубль — 1000 рублей.

Чаличевать — стрелять деньги.

Про машины

Балалайка — малолитражка.

Банан — запаска на японских авто.

Белиберда — Nissan-Bluebird.

Бешеная табуретка — небольшая машинка с большими техническими способностями. Например, Nissan Starlet GT.

Бешеный ослик — конкретно Subaru Domingo.

Бубнило — автомагнитола.

Буратино — пассажир.

Весла — ручные стеклоподъемники.

Гайка — инспектор ГИБДД.

Дима — Mitsubishi Diamante.

Дровалет — убитая, старая машина с хорошими техническими данными.

Запорджеро — автомобиль «Запорожец».

Корч — «усталый» автомобиль.

Кукурузер — Toyota Land Cruiser.

Купец — покупатель из другого региона.

Ленин — Toyota Levin.

Маринка — Toyota Sprinter Marino.

Недоолимпиец — автомобиль Audi.

Покупашка ныряет — покупатель подходит к автомобилю.

Папы карлы — труженики автосервиса за работой.

Поджарый — Mitsubishi Pajero.

Пофакать или пофафакать — посигналить.

Рафик — Toyota RAV-4.

Стерлядь — Toyota Starlet.

Топить дырку — жать педаль газа до полика.

Улыбка — Toyota Carina 1993 выпуска.

Хреновина — этим словом обозначается все ранее неизвестное в японском авто.

Чвакалка — сигнализация.

Шапки — группа покупателей из Сибири в зимнее время.

Шушлайка — малолитражка.

Якорь — ручной тормоз.

Универсальные слова

Бузюлька — слово, обозначает почти любую вещь или явление. «Она сюда приходила недавно, бузюльку какую-то о любви плела». «Привет моим бузюлькам!».

Как легче запоминать словарные слова в начальной школе

Как научиться писать грамотно: графические ассоциации

Абдулова ГюзельГюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг»

Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке «проблемную» букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.

Например, нужно запомнить слово «корзина». Мы говорим «кАрзина», а пишем «кОрзина». Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву «О».

Как выучить словарные слова

«Проблемную» букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!

Попробуйте ещё. Говорим слово «пугАвица», пишем — «пугОвица», рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву «О».

При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом «корова».

Даёт корова молоко. Мы находим в слове «кОрОва» и на рисунке буквы «О». Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.

словарные слова в начальной школе

Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

На одном из занятий нужно было запомнить слово «автобус». В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву «В» на колёсах. Но тут один мальчик сказал: «Ой, смотрите, сиденье похоже на букву «В». Такой «ВВВесёлый» автобус легко запомнить.

Развиваем абсолютную грамотность

А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву «О» легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.

Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв «О». Букву «А» на рисунке найти невозможно.

запоминать словарные слов

Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово «апЕльсин». На апельсине буква «Е» не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву «Е».

Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.

метод графических ассоциаций

Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.

Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.

Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

адаптированные к детям с речевыми проблемами способы и методы работы над словарными словами

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они — словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?

Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель — учителя, огороды — огород).

11. Образование другой части речи (береза — березовая, восточная — восток, продавец — продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
— по родам;
— по числам;
— по склонениям;
— с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
— с непроверяемой и проверяемой гласной;
— одушевленные или неодушевленные предметы;
— по тематике (например: «Город» и «Деревня»);
— по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
— слова, состоящие из двух, трех слогов;
— слова с Й;
— слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза — березка, берег — бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе, одерживать победу — побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС — кла. ный, керо. ин, шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа — коллектив, магазин — универмаг, перерыв — антракт, врач — хирург, друг — товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель — шофер) или антонимами (юг — север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами .

«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь».
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
— цвету;
— месту расположения;
— форме;
— звучанию;
— действию;
— вкусу;
— материалу;
— назначению;
— количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза — б_Е.лая,
— гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность — наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. «Неправильные правила» для словарных слов — и не только».

2. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. «Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим «Учись» позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим «Проверь себя» предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим «Контроль» позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии».
Издательство Генезис М. — 2007 г.

Комментарии к статье
Работа над словарными словами

20.03.2008, 21:35
светлана

смотрите шпаргалки в копилке опыта там есть стихи на трудные буквы 14.04.2008, 19:17
татьяна

большое спасибо за вашу статью. Легко в работе, не надо тратить время при подготовке к уроку, выдумывать способы и формы работы над словом. 02.06.2008, 21:17
Vera

Молодец, Оксана! Ты хороший друг для начинающих логопедов. 12.06.2008, 22:55
Татьяна

Статья понравилась, многое буду использовать на практике 28.09.2008, 13:31
Елена

Спасибо. Очень полезная информация. Буду использовать на практике в нач школе. 30.09.2008, 17:28
Ирина

Спасибо, Оксана! Вы предлагаете очень интересные методы! 23.11.2008, 00:24
Анюта

Спасибо. ))) 23.12.2008, 21:38
Елизавета

Спасибо большое. =) замечательная статья 17.02.2009, 18:11
Валентина

Спасибо огромное. Мне очень помогают Ваши советы и рекомендации.Это хорошая помощница тем, кто не может получить помощь логопеда. 02.11.2009, 09:05
Ева

Спасибо за статью 08.12.2009, 20:00
наталья

спасибо. очень полезная и интересная информация. 23.03.2010, 04:17
Марианна

здравствуйте! спасобо вам большое. Есть ли у вас план индивидуальной работы с детьми ОНР 3 уровня? 09.04.2010, 12:58
карина

13.05.2010, 16:57
Катя

мне очень помогло—— 22.10.2010, 19:57
Оксана

Очень понравилась Ваша статья. Подскажите, где можно купить книгу и диск Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс". Буду очень признательна 04.05.2011, 22:58
Ирина

Спасибо от меня и моей дочурки. Спасибо за направление, в котором мы должны двигаться, чтобы исправлять наши проблемки. 🙂 09.01.2017, 10:02
Наталья

Очень грамотная статья. Спасибо! 22.05.2018, 11:07
Надежда

Спасибо огромное! Очень хорошая статья, очень подробная, понятная, много вариантов работы!

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Estone g10 2400 розетка
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector